Содержание страницы:
Валерий Брюсов — русский поэт. Внук поэта-баснописца И.Л. Бакулина и бывшего крепостного, откупившегося на волю и открывшего в Москве торговое дело. Родился в Москве. В 1878—1910 гг. жил на Цветном бульваре. Стих Вдоль моря Валерий Брюсов.
В 1885—1889 гг. учился в частной классической гимназии Ф.И Креймана, в 1890—1893 гг. — в гимназии Л. И. Поливанова, в 1893—1899 —на историко-филологическом факультете Московского университета. Читайте еще: Стихи спокойной ночи девушке.
Краткая биография
В 1894—1895 гг. издал три сборника «Русские символисты», составленные главным образом из стихов самого Брюсова (в том числе под различными псевдонимами).
Во второй половине 1890-х гг. Брюсов вошел в круг наиболее известных поэтов-символистов, сблизился с К. Д. Бальмонтом. После окончания университета Брюсов, проработав некоторое время в журнале П.И. Бартенева «Русский архив», стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 г С. Л.
Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства», главным организатором альманаха «Северные цветы» (1901-1903, 1905, 1911 гг.) и журнала «Весы» (1904—1909 гг) —ведущего органа русского символизма, где Брюсов был и основным автором, и редактором и где печатались Андрей Белый, Бальмонт, Вяч. Иванов, М.Л. Волошин и др.
Брюсов был тесно связан также с Литературно-художественным кружком, директором которого с 1908 г он был.
Брюсов блестяще переводил Э. Верхарна, П.
Верлена, Э. По, Р. Роллана, произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Е.Л. Баратынского. После Октябрьской революции Брюсов был одним из наиболее активных литературных и издательских деятелей столицы:в 1917-1919 гг. возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 г Московское отделение Российской книжной палаты); в 1918—1919 гг. — заведующий Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в январе 1919 — феврале 1921 гг. председатель Президиума Всероссийского союза поэтов; с 1919 г работал в Государственном издательстве;
с 1921 г заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, член Государственного ученого совета, профессор 1-го МГУ; с конца 1922 г —заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра; в 1921 г организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.
Белая роза дышала на тонком стебле.Девушка вензель чертила на зимнем стекле.
Голуби реяли смутно сквозь призрачный снег.Грезы томили все утро предчувствием нег.Девушка долго и долго ждала у окна. Где-то за морем тогда расцветала весна.Вечер настал, и земное утешилось сном.Девушка плакала ночью в тиши, — но о ком? Белая роза увяла без слез в эту ночь.Голуби утром мелькнули — и кинулись прочь.
Вдоль моря
Мы едем вдоль моря, вдоль моря, вдоль моря…
По берегу — снег, и песок, и кусты;
Меж морем и небом, просторы узоря,
Идет полукруг синеватой черты.
Мы едем, мы едем, мы едем… Предгорий
Взбегает, напротив, за склонами склон;
Зубчатый хребет, озираясь на море,
За ними белеет, в снегах погребен.
Всё дальше, всё дальше, всё дальше…
Мы вторим
Колесами поезда гулу валов;
И с криками чайки взлетают над морем,
И движутся рядом гряды облаков.
Мелькают, мелькают, мелькают, в узоре,
Мечети, деревни, деревья, кусты…
Вот кладбище, смотрится в самое море,
К воде наклоняясь, чернеют кресты.
Все пенные, пенные, пенные, в море
Валы затевают свой вольный разбег,
Ликуют и буйствуют в дружеском споре,
Взлетают, сметая с прибрежня снег…
Мы едем… Не числю, не мыслю, не спорю:
Меня покорили снега и вода…
Сбегают и нивы и пастбища к морю,
У моря по снегу блуждают стада.
Цвет черный, цвет белый, цвет синий…
Вдоль моря
Мы едем; налево — белеют хребты,
Направо синеют, просторы узоря,
Валы, и над ними чернеют кресты.
Мы едем, мы едем, мы едем! Во взоре
Все краски, вся радуга блеклых цветов,
И в сердце — томленье застывших предгорий
Пред буйными играми вольных валов!
Анализ стихотворения
В эмоциональном плане стихотворение довольно однотонное, поэт не выражает сильных чувств и впечатлений, но за счет образов моря, дороги, и всего того, что окружает путников, мы можем почувствовать ту грусть, те печали, которые волнуют лирического героя.
В первую очередь, стоит отметить уже упомянутый нами выше образ моря, как центральный. Через него мы можем уловить оттенки некоторой печали, томительного ожидания. Море раскрывает перед нами основные мотивы – это мотив вечного и постоянного в этом вечном.
Главные герои, а их, как мы понимаем из текста, несколько, едут в поезде, и в дороге наблюдает за теми пейзажами, которые предстают им из окна. Они видят бескрайнее море, все то, что расположено на его побережье: «Мечети, деревни, деревья, кусты…». Но стоит отметить, что образ моря – не единственный в этом произведении.
Автор неоднократно обращает свое внимание на кладбище, и черные кресты на нем. Это также придает произведению некоторую мрачность и печаль. На стилистическом уровне можно выделить несколько особенно ярких черт. Во-первых, стоит отметить, что произведение не насыщено художественными средствами.
Мы можем выделить некоторые примеры олицетворения: Все пенные, пенные, пенные, в море Валы затевают свой вольный разбег, Ликуют и буйствуют в дружеском споре, Взлетают, сметая с прибрежня снег… Олицетворяя валы, автор тем самым показывает, что жизнь существует во всем нашем окружении, что движение никогда не утихает.
Также можно выделить метафору, которая играет важную роль в нашем понимании всего текста: И в сердце — томленье застывших предгорий Пред буйными играми вольных валов!
Данными строками Брюсов завершает свое стихотворение, и именно этими строками он делает своеобразный вывод о том, что жизнь никогда не останавливается, что природа и человеческая сущность имеют между собой неразрывную связь, которая играет важную роль во всем человеческом существовании.
Данные строки говорят о том, что человек смог проникнуться окружающим его миром, смог прочувствовать его и впустить в свое сердце. В синтаксическом плане стоит заметить, что стихотворение написано необычно, и именно эта необычность привлекает к себе внимание в первую очередь.
Мы обращаем внимание на многочисленные лексические повторы в начале каждой строфы:
- Мы едем вдоль моря, вдоль моря, вдоль моря…
- Мы едем, мы едем, мы едем… Предгорий
- Всё дальше, всё дальше, всё дальше… Мы вторим
- Мелькают, мелькают, мелькают, в узоре,
- Все пенные, пенные, пенные, в море
- Мы едем, мы едем, мы едем!
Во взоре Эти повторы создаю своеобразную напевность, стихотворение звучит будто колыбельная, и неосознанно эта напевность становится для нас словно шумом морских волн, о которых автор упоминает не раз.
Также особую звучность создает парцелляция:
- По берегу — снег, и песок, и кусты;
- Мечети, деревни, деревья, кусты…
- Мы едем… Не числю, не мыслю, не спорю:
- Цвет черный, цвет белый, цвет синий…
Вдоль моря На фонетическом уровне стоит отметить следующее. Во-первых, стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Рифма перекрестная, чередование женской и мужской.
При разборе синтаксических особенностей нами уже упоминалось, что автор при помощи лексических повторов придал особенную напевность и звучность стихотворению, также это достигается за счет аллитерации:
- Зубчатый хребет, озираясь на море,
- За ними белеет, в снегах погребен. А также ассонанса:
- Мечети, деревни, деревья, кусты…
Таким образом, завершая анализ данного стихотворения, стоит отметить, что автор смог через образ моря раскрыть перед нами не только красоту окружающего мира, но и показать связь между человеческим миром и миром природы. Читайте еще: Стих папе на день рождения.
Также в заключении стоит отметить, что красота произведения передается не только через образы и мотивы, представленные в нем, но и через внешнюю структуру, которая позволяет нам прочитать его так, чтобы надолго сохранить в памяти эти волнующие и завораживающие строки.